Сегодня холодно за окном. И сыро. А вечер, знаю, будет в одного.
Не то, чтобы одиноко. Но не расхолаживает такое положение дел. Зато, я даже знаю, чем займу свои вечерние часы "для себя".
Фильм Лилианы Кавани "Ночной портье" - мой верный спутник тёмными, бесхитростными ночами уже много-много лет.
Люблю его нежно. Эта история - "библейская история", как утверждает один из главных героев, кстати, прекрасно воплощённый на экране безумно талантливым Дирком Богардом,
покорила меня с первых страниц киносценария. И только спустя пять лет, после первого моего прочтения, я смогла найти сам фильм.
Я всегда любила кинематограф. Но только посмотрев этот фильм, я поняла, что до этого момента, я не знала, что такое любовь к художественному фильму!
Всякий раз новый. Всякий раз заново. Всякий раз в новинку мне в "Ночном портье" многие и многие детали истории и образов фильма.
А Шарлотта Реэмплинг просто богиня! Все барбареллы мира кино отдыхают рядом с ней.
Но дать ёмкий пересказ фильма, оказалось проблематично. Своих слов маловато, а под каждым, бытующим в интернете описанием, обязательно упоминаются слова, фактически являющимися медицинским диагнозом: садомазохистская связь, мазохизм, порнография, эксплуатация "больной темы" нацизма и концлагерей, жестокость, болезненность и проч..
Собственно, я не то, чтобы против подобного восприятия этой постановки. Но за более, чем десятилетний стаж многократного просмотра этой киноленты, мне ни разу не пришёл в голову ни один из этих эпитетов.
Так что, всё-таки, честнее, просто услышать автора:
Не то, чтобы одиноко. Но не расхолаживает такое положение дел. Зато, я даже знаю, чем займу свои вечерние часы "для себя".
Фильм Лилианы Кавани "Ночной портье" - мой верный спутник тёмными, бесхитростными ночами уже много-много лет.
Люблю его нежно. Эта история - "библейская история", как утверждает один из главных героев, кстати, прекрасно воплощённый на экране безумно талантливым Дирком Богардом,
покорила меня с первых страниц киносценария. И только спустя пять лет, после первого моего прочтения, я смогла найти сам фильм.
Я всегда любила кинематограф. Но только посмотрев этот фильм, я поняла, что до этого момента, я не знала, что такое любовь к художественному фильму!
Всякий раз новый. Всякий раз заново. Всякий раз в новинку мне в "Ночном портье" многие и многие детали истории и образов фильма.
А Шарлотта Реэмплинг просто богиня! Все барбареллы мира кино отдыхают рядом с ней.
Но дать ёмкий пересказ фильма, оказалось проблематично. Своих слов маловато, а под каждым, бытующим в интернете описанием, обязательно упоминаются слова, фактически являющимися медицинским диагнозом: садомазохистская связь, мазохизм, порнография, эксплуатация "больной темы" нацизма и концлагерей, жестокость, болезненность и проч..
Собственно, я не то, чтобы против подобного восприятия этой постановки. Но за более, чем десятилетний стаж многократного просмотра этой киноленты, мне ни разу не пришёл в голову ни один из этих эпитетов.
Так что, всё-таки, честнее, просто услышать автора:
Лилиана Кавани «Ночной портье» киносценарий / Liliana Cavani “The Night Porter”. «Искусство кино», №6 1991
В 1965 году я снимала на телевидении фильм «Женщины в движении
Сопротивления», для которого взяла интервью у двух женщин, переживших
лагерь. Одна из них, родом из Кунео, провела три года в Дахау (ей было
восемнадцать, когда она туда попала). Она была партизанкой, не еврейкой.
Рассказ этой женщины привел меня в замешательство: после окончания
войны, когда жизнь вошла в нормальное русло, она каждый год ездила на
две недели в Дахау. Брала летом отпуск и проводила его там. Я спросила,
почему она ездила именно туда, а не куда-нибудь подальше от этого места.
Она не смогла ответить достаточно ясно (может, это смог бы сделать
только Достоевский). Однако в самом факте этих ежегодных визитов в
лагерь был заключен ответ: жертва, так же, как и палач, возвращается на
место преступления. Почему? Надо покопаться в подсознании, чтобы понять
это.
Другая женщина, из Милана, тоже не еврейка и тоже партизанка, попала в Освенцим. И выжила. Я встретилась с ней в ее убогом жилище на окраине Милана. Меня это очень удивило, ведь ее семья была весьма зажиточной. Она объяснила мне это: после войны она пыталась возобновить связи с семьей и с людьми, которых знала раньше, но не смогла этого сделать и стала жить одна, вдали от всех. Почему? Потому, сказала она, что ее шокировала послевоенная жизнь, которая продолжалась так, словно бы ничего не произошло, испугала та поспешность, с которой было забыто все трагическое и печальное. Она вернулась из ада и поэтому считала, что люди, увидев, на что они могут быть способны, захотят многое радикально изменить. А получилось наоборот: именно она чувствовала себя виноватой перед другими за то, что пережила ад, что стала живым свидетелем, укором, жгучим напоминанием о чем-то постыдном, о том, что все хотят забыть как можно быстрее. Разочаровавшись в мире, почувствовав себя помехой для окружающих, она решила жить среди людей, которых не знала раньше. Я спросила, какие воспоминания ее мучают больше всего. Она ответила, что больше всего ее мучает не воспоминание о том или ином эпизоде, а тот факт, что в лагере ей во всей глубине раскрылась ее собственная натура, способная творить как добро, так и зло. Она особо подчеркнула: «зло». И добавила, что никогда не простит нацистам то, что они заставили человека осознать, на что он способен. Примеров она мне не привела, просто сказала, что не надо думать, что жертва всегда невинна, потому что жертва — тоже человек.
...Жертва не хочет забывать, мало того — возвращается на место преступления, как будто не хочет вылезать из подполья, в которое упала и которое всегда внутри ее самой. Палач, наоборот, хочет выбраться на свет, принять достойный вид. Он ищет себе оправдания в логике войны и хочет навсегда закрыть дверь в подвал, из которого он вылез.
Другая женщина, из Милана, тоже не еврейка и тоже партизанка, попала в Освенцим. И выжила. Я встретилась с ней в ее убогом жилище на окраине Милана. Меня это очень удивило, ведь ее семья была весьма зажиточной. Она объяснила мне это: после войны она пыталась возобновить связи с семьей и с людьми, которых знала раньше, но не смогла этого сделать и стала жить одна, вдали от всех. Почему? Потому, сказала она, что ее шокировала послевоенная жизнь, которая продолжалась так, словно бы ничего не произошло, испугала та поспешность, с которой было забыто все трагическое и печальное. Она вернулась из ада и поэтому считала, что люди, увидев, на что они могут быть способны, захотят многое радикально изменить. А получилось наоборот: именно она чувствовала себя виноватой перед другими за то, что пережила ад, что стала живым свидетелем, укором, жгучим напоминанием о чем-то постыдном, о том, что все хотят забыть как можно быстрее. Разочаровавшись в мире, почувствовав себя помехой для окружающих, она решила жить среди людей, которых не знала раньше. Я спросила, какие воспоминания ее мучают больше всего. Она ответила, что больше всего ее мучает не воспоминание о том или ином эпизоде, а тот факт, что в лагере ей во всей глубине раскрылась ее собственная натура, способная творить как добро, так и зло. Она особо подчеркнула: «зло». И добавила, что никогда не простит нацистам то, что они заставили человека осознать, на что он способен. Примеров она мне не привела, просто сказала, что не надо думать, что жертва всегда невинна, потому что жертва — тоже человек.
...Жертва не хочет забывать, мало того — возвращается на место преступления, как будто не хочет вылезать из подполья, в которое упала и которое всегда внутри ее самой. Палач, наоборот, хочет выбраться на свет, принять достойный вид. Он ищет себе оправдания в логике войны и хочет навсегда закрыть дверь в подвал, из которого он вылез.
... Мои герои разыгрывали свои роли в рамках закона в 1945 году, в 1957 же
году, когда они встречаются вновь, их роли — вне закона. Теперь, в новое
время, их считают психопатами, однако они остаются самими собой — не
психопатами, а трагическими фигурами. Это настоящая трагедия: жить в
роли, рожденной и разрешенной в совершенно иной исторический момент, в
иной исторической обстановке. Вот почему трагичны все свидетели, которых
я знаю. Двойственность человеческой природы — вот, по моему мнению, из
чего надо исходить при попытке понять человеческую натуру и историю. На
самом деле, именно анализ послевоенного невежества позволяет лучше
понять невежество, приведшее к войне, приведшее к диктатуре. Права
жительница. Милана, которая стыдилась самой себя: сегодняшний мир не
хочет знать!
Местом действия своего фильма я выбрала Вену, потому что я обожаю Вену.
Кажется, время здесь остановилось еще в начале первой мировой войны, в
1914 году. Это сердце Центральной Европы. Люди в Вене аккуратны,
размеренны, улицы вычищены как нигде в мире, все функционирует, как
часы. Я обожаю Вену потому, что там я поняла кое-что, уловила некоторые
знаки нашего времени, которое началось там, в начале века. Буржуазия,
запечатленная Климтом, например, более беспокойна, чем на виньетках
Гроса. Элегантная, вымученная и умудренная, усталая. Картины Шиле так же
знаковы: они предсказывают грядущую чуму. Красота образов Климта — это
сон, иллюзия, это трагическая красота. Убийцы нашего времени не похожи
на Джека Потрошителя. Это люди, которые заботятся о своей одежде, о
декоре, это люди, которые не знают, кто они такие, до тех пор, пока не
начинают обожать вождя. И даже тогда они этого не знают. Конец войны,
смерть вождя приносит с собой не угрызения совести, а всего лишь
разочарование, связанное с крахом великих иллюзий. Это все, что
осталось. В 1957 году, которым датировано действие фильма, из Вены
только что были выведены советские войска, и город зажил своей обычной
жизнью, как будто бы ничего не случилось. Мелкие и средние преступники
возвращаются к своим бывшим занятиям, но держат ухо востро, чтобы не
попасться в сети к следователям, поддерживают между собой контакты,
чтобы совместно защищаться. Это все благоустроенные и добропорядочные
люди, те самые, что сидят рядом с тобой в Опере, едят торт «Захер» за
соседним столиком, те самые, что любят Моцарта и томное очарование Вены.
Но в этом городе, как, впрочем, и в других, существует подполье, и в
это подполье я заглянула. Густонаселенное подполье — в том смысле, какое
придавали этому слову Достоевский и Манн (не американский андеграунд).
Как фильм о подполье может быть политическим? Ведь мои герои
иррациональны, они за гранью любой логики. Мне было достаточно трудно
отыскать пару, достойную кисти Климта, умудренную опытом и обладающую
глубокой страстью к подполью: Богард и Рэмплинг выполнили то, что я
задумала. Это актеры, психофизическая сущность которых менее всего
годится для политического фильма. Но это трагические герои, как и все
типические герои, выразители той или иной идеи. В фильме эта идея —
внутри человека. Это глубокая болезнь, и ее симптомы обнаруживаются
только у человека из подполья.
То, что я написала, все это из области наблюдений, размышлений и касается работы над фильмом. Фильм же сам по себе — совершенно иная вещь, вещь в себе, потому что в любом случае это — вымысел...
© 1974, Guilio Einaudi editore s.p.a., Torino
То, что я написала, все это из области наблюдений, размышлений и касается работы над фильмом. Фильм же сам по себе — совершенно иная вещь, вещь в себе, потому что в любом случае это — вымысел...
© 1974, Guilio Einaudi editore s.p.a., Torino
Комментариев нет:
Отправить комментарий